Когда пристав должен снять арест с карты
Пристав-исполнитель вправе арестовывать любые счета и карты неплательщика (в том числе и зарплатные). Важно понимать, что арест накладывается не на карту в целом, а на находящиеся на ней денежные средства:
-
Если остаток по карте превышает сумму ареста, часть денег остаётся доступной для использования. Должник может тратить их по своему усмотрению (оплата покупок, снятие наличных, переводы).
-
Если доступный остаток меньше, чем сумма ареста, карта будет заблокирована для совершения расходных операций. С арестованной карты невозможно снимать наличные, совершать переводы и проводить оплату покупок как в магазинах, так и через Интернет. Доходные операции не блокируются. Заёмщик может пополнить карту в банкомате или кассе банка, а также сделать входящий перевод. Деньги, по мере их поступления, будут списываться в счёт оплаты долга.
Арест денег происходит на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Постановление направляется в банк, сотрудники кредитной организации проверяют маркировку поступлений и направляют их на специальный счёт ФССП.
В большинстве случаев снятие ареста с карты происходит после оплаты заёмщиком суммы долга, процентов, штрафов и пеней и иных платежей по исполнительному производству.
Арест также может быть аннулирован, если:
-
пристав-исполнитель отзовёт постановление (например, когда долг погашен за счёт другого имущества);
-
взыскатель отзовёт исполнительный документ (например, при заключении мирового соглашения);
-
должник обжалует постановление на арест через суд;
-
гражданин подал заявление на признание его банкротом.
Банк может снять арест с карты только после получения постановления пристава о снятии ареста. На разблокировку счёта сотрудникам банка даются три рабочих дня (обычно это происходит в течение одного-двух дней).
Почему арест сохраняется, если не оплачен исполнительский сбор
После вынесения судом исполнительного листа судебный пристав возбуждает исполнительное производство. Арест имущества неплательщика и взыскание долга происходят не сразу. ФССП уведомляет недобросовестного заёмщика о начале производства. С момента получения постановления у гражданина есть пять дней на добровольное погашение обязательств. Если этого не произошло, приставы накладывают на должника исполнительский сбор и начинают работу по взысканию задолженности.
Если должник не смог осуществить выплату долга в пятидневный срок из-за форс-мажора (стихийные бедствия, массовые беспорядки, чрезвычайные происшествия и т. д.), ФССП отменит исполнительский сбор.
Таким образом, исполнительский сбор – это сумма, которую обязан выплатить должник, вовремя не исполнивший свои обязательства. Иными словами это штраф за то, что к взысканию задолженности пришлось привлечь приставов. Для физических лиц размер сбора составляет 7% от суммы задолженности, но не менее 1000 рублей.
Исполнительский сбор, после его оплаты недобросовестным заёмщиком, зачисляется в федеральный бюджет.
Сумма сбора добавляется к задолженности, которая должна быть погашена неплательщиком. Поэтому для снятия ареста с карт недобросовестный заёмщик обязан выплатить не только остаток кредита, процентов, штрафов, но и провести оплату сбора за ведение в отношении него исполнительного производства.
Куда жаловаться на бездействие или неправомерные действия пристава
Должник имеет право подать жалобу не только на незаконные действия, но и на бездействие пристава.
К неправомерным действиям относится:
-
арест и списание большей, чем нужно суммы;
-
изъятие в счёт оплаты долга поступлений, защищённых законом;
-
необоснованное взыскание исполнительского сбора;
-
запрет выезда за границу при отсутствии на это оснований и др.
На бездействие пристава можно пожаловаться, если он:
-
задерживает сроки или отказывается снимать арест с имущества;
-
медлит с приведением в исполнение решения суда;
-
нарушает сроки исполнительного производства и др.
Наиболее частая причина жалоб со стороны граждан – несвоевременное снятие ареста со счетов и карт.
Если действия (или бездействие) судебного пристава нарушают права должника или кредитора, они могут подать жалобу:
В ФССП. Сначала жалоба подаётся напрямую приставу-исполнителю. ФИО ответственного лица можно найти в постановлении на арест имущества, а телефон – на сайте ФССП. Если вопрос не был решён, то гражданин вправе направить жалобу на пристава его непосредственному начальнику. С претензией также можно обратиться по телефонам горячей линии, указанным на сайте ФССП; в интернет-приёмную ФССП, создав обращение на портале «Госуслуги». Жалоба рассматривается 10 дней.
В прокуратуру. Прокуратура осуществляет надзор за деятельностью ФССП, поэтому рассмотрит жалобу только в том случае, если ФССП её проигнорировала. Подать жалобу можно лично на бумажном носителе либо направить её почтой (заказное письмо с уведомлением о вручении). На регистрацию обращения отводятся трое суток, на рассмотрение – 30 дней.
В суд. Гражданин может отстаивать свои права в арбитражном суде или в суде общей юрисдикции. Суд рассматривает заявление должника в течение 10 дней. С порядком обжалования действий (бездействия) приставов можно ознакомиться на сайте ФССП.
Деятельность приставов строго регламентирована законом, поэтому у должника есть право оспаривать неправомерные решения сотрудников ФССП. Важно соблюдать сроки подачи жалобы. Гражданин может пожаловаться на пристава в течение 10 дней с момента совершения им действия или установления факта его бездействия.